НГПУ
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Буллинг в школе и как с ним справиться: компетентные ответы на непростые вопросы


20 марта 2024

Что делать, если школьника систематически обижают одноклассники, а родители и педагогии бессильны исправить ситуацию? Вызвать выездную службу медиации и примирения,укреплять психические ресурсы ребёнка, или перевести его в другую школу, если другие меры не помогают – рекомендует декан факультета психологии НГПУ, кандидат психологических наук Ольга Олеговна Андронникова.

Один из главных залогов успеха работы в любом коллективе – нормальная психологическая атмосфера, в которой комфортно всем. Для детей такая обстановка, пожалуй, даже более важна, чем для взрослых, поскольку их психика только формируется. Но самостоятельно определить границы дозволенного детям трудно – они постигают их методом проб и ошибок, не задумываясь о нарушении личных границ. Отсюда часто рождается явление, которое с недавнего времени стало называться иностранным словом «буллинг», но по существу это не что иное как травля. Если вовремя её не пресечь, она обязательно повлияет на психику всех, кто в ней участвует: те, кто травят, убедятся в своей безнаказанности, жертвы травли поверят в свою неполноценность. А отсюда недалеко и до проблем во взрослой жизни.

Не случайно именно с разговора о том, в чём разница между конфликтами и буллингом, в 2024 году началась серия тематических родительских собраний в школах Новосибирска, которые устраивают специалисты Новосибирского государственного педагогического университета. Проходят эти собрания в рамках реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование». Напомним, что в НГПУ с 2021 года действует служба по оказанию услуг психолого-педагогической, методической и консультационной помощи. В её рамках создан «Родительский онлайн-университет». Параллельно с онлайн-консультациями вуз развивает очные формы просвещения родителей – и они неизменно оказываются востребованными.

Декан факультета психологии НГПУ, кандидат психологических наук Ольга Олеговна Андронникова провела первую такую встречу с педагогами-психологами и родителями учащихся 4-6 классов новосибирской гимназии №10. Эта возрастная категория выбрана для беседы о буллинге не случайно.

- Мы понимаем, что конфликты в жизни, и в школе в том числе – явление обычное, без них не обойтись. Более того, в жизни ребёнка они играют важную роль: преодолевая конфликты, школьник учится справляться с трудностями, взаимодействовать с людьми. Буллинг – совсем другое явление, он причиняет только вред как жертве, так и агрессору. Классы с четвёртого по седьмой – самый сложный возраст и максимально уязвимый для буллинга. И на пороге седьмого класса, самого опасного в этом плане, особенно важно разобраться, что такое буллинг, как родителям и педагогам понять, что у ребёнка проблемы, и как помочь ему их преодолеть, - комментирует Ольга Олеговна Андронникова.

Ольга Олеговна рассказала, какие дети находятся в «группе риска», по каким признакам можно узнать, что школьник подвергается буллингу, какие меры должны принимать родители и педагоги, чтобы прекратить травлю и восстановить нормальные отношения жертвы буллинга с детским коллективом.

Заинтересованность родителей показали вопросы, которые они задали Ольге Олеговне Андронниковой. Что делать, если буллинг по отношению к ребёнку проявляют не сверстники, а педагоги? К кому обращаться, если на инициаторов травли ребёнка не действуют никакие меры внутри школьного коллектива? На все вопросы родители услышали обстоятельные ответы.

Судя по отзывам, родители остались довольны разговором со специалистом и считают, что такие встречи надо устраивать чаще, причём привлекать к ним и детей.

- Школьному психологу трудно проводить индивидуальную работу со всеми детьми, он просто не успевает. А обсуждать с детьми последствия их поведения необходимо: подростки должны понимать, что то, что для одного ребёнка является шуткой, для другого станет оскорблением. В итоге может произойти страшное: кто-то попытается выйти в окно, а кто-то придёт в школу с автоматом. Шести-семиклассники любят говорить про себя, что они уже взрослые – в таком случае пусть они учатся обсуждать такие темы со взрослыми и делать выводы для себя, - считает Анна Ивановна, мама шестиклассника.

- В опасном подростковом возрасте нельзя пропускать моменты, связанные с буллингом, а родителям надо вникать в проблемы детей. Нам понятным, доступным языком объяснили, куда обращаться, если возникает такая проблема, - добавляет Анна Петровна, мама шестиклассницы.

Высокую оценку встрече дали и педагоги.

- Встреча прошла очень достойно, как мы и ожидали. Мы услышали для себя много нового, теперь надо осмыслить полученную информацию и применять её в своей работе. Конечно, в идеале надо стремиться к предотвращению буллинга в школьных коллективах, но если такие ситуации всё же возникают – уметь решать их цивилизованным безболезненным образом. Надеемся на продолжение контактов со специалистами НГПУ, - отметила заместитель директора по воспитательной работе гимназии №10 Ольга Дмитриевна Рукина.

Преподаватели НГПУ готовы к разговорам в школах и на другие темы: как подготовиться к экзаменам без стресса, как выявить у школьника суицидальные наклонности и своевременно их пресечь, как замотивировать на учёбу детей нового поколения, которые воспринимают информацию и окружающий мир совсем иначе, чем те, кто родился всего лишь 20-30 лет назад. Инициатива такого разговора с родителями и педагогами должна исходить от администрации учебного заведения.

Виталий Соловов

Поделиться:
ДРУГИЕ НОВОСТИ
28 апреля

В апреле в НГПУ прошла Неделя карьеры, в программу которой вошли тренинги, воркшопы, мастерские, а главное – много общения с работодателями и экспертами. Предлагаем на майских выходных вновь окунуться в атмосферу достижения поставленных целей, посмотреть записи видеотрансляций и ознакомиться с вакансиями. ­­

27 апреля

24 апреля состоялось заседание Ученого совета. С докладом «Система мониторинга качества реализации образовательных программ: первые итоги и перспективы» выступил проректор по учебной работе Александр Александрович Макеев.

27 апреля

26 апреля по всей России и за её пределами в шестой раз прошла международная акция «Диктант Победы», по традиции присоединился к ней и НГПУ.